Четверг, 21.11.2024, 23:35
Атлас Бета-мира
Приветствую Вас Почитатель/пописатель | RSS
Главная страница | Лодья - ушкуй - верхнеустюжский стружок - Форум Атласа Бета-мира | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Лодья - ушкуй - верхнеустюжский стружок
ВехторДата: Пятница, 15.02.2008, 14:13 | Сообщение # 1
Географ-изыскатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 39
Репутация: 0
Статус: Offline
Лодья – ушкуй – верхнеуфтюгский стружок

Пластинин А. Н. «Аже лодью украдет то 60 кун, а лодью лицем (т. е. натурою) воротити, морскую лодью – 3 гривны, а за набойную лодью – 2 гривны, за челн – 20 кун, а за струг – гривна». (1.) Гривна равна 50 кун. Все выше перечисленные в Русской Правде начала второго тысячелетия разновидности судов изготовлялись из одного ствола дерева по единой технологии и отличались друг от друга в основном размерами и оснасткой. Чем больше размер украденного судна, тем больше штраф.
В 907 году флотилия из морских лодий князя Олега в походе на Царьград состояла из двух тысяч судов по 40 человек на каждом. Примерно о такой же грузоподъемн
ости свидетельствует император Константин Багрянородный в 7 русских кораблях (моноксилах, однодеревках) с 415 россами, принимавших участие в 935 году в греческом походе, где на каждое судно приходилось по 60 человек экипажа. (2)
Еще задолго до образования Киевской Руси по данным арабских авторов, в VII веке, «русы» (варяги) сражались с арабами, состоя на службе у хазар, держава которых сложилась в низовьях Волги. Норманны добирались на Каспий по волокам и рекам от Ладожского озера. (3) Для подобных передвижений нужны были легкие, маневренные и прочные суда с достаточной грузоподъемностью. Этим качествам соответствовали однодеревки славянских племен, проживавших в лесной зоне с многочисленными реками и озерами.
Они были усовершенствованы в процессе многовекового использования славянами и норманнами в боевых и торговых путешествиях по речным системам: Ладога – Волга, Ладога – Днепр.
В своем труде Н. П. Загоскин о судовом деле в до-Петровской России дает описание примерной технологии изготовления однодеревок: «На Волге срубленному (преимущественно осиновому или осокоревому) стволу придают путем обтесывания, долбления или выжигания ладьеобразную форму, а затем вымачивают полученный остов, распирая корпус его особыми распорками, для придания ему желательной формы; эта операция длится год и два, после чего получают остов, носящий наименование «ботника» или «трубы», поступает в продажу – преимущественно с плотов».
Богословский сообщает другой способ обработки лодочных «труб», практикуемый на севере. Выбрав годное к делу осиновое дерево, производят в нем посредством вбивания клиньев трещину, величиною соразмерную длине будущей лодки, а затем вбиванием более толстых клиньев и распорок расширяют трещину до получения ею ладьеобразной формы, - долгая операция, требующая от двоих до пяти лет времени. Срубив затем дерево, излишнюю древесину выжигают, после чего во внутренность полученной колоды наливают воду, которую и держат около недели, после чего, слив воду, по всей длине размякшей колоды раскладывают огонь, который не сжигает, но только распаривает дерево.
Внутри «трубы» укрепляют еловые «опруги» (шпангоуты, ребра) и нашивают по бокам один или несколько поясов досок (нашивы) … Аналогичную конструкцию представляют собой «белозерки» в бассейне Бело- озера, … « Еще в ХVI и ХVII веках плавали запорожцы по Черному морю в лодках – однодеревках, принимавших в себя до 70 человек». Здесь же Загоскин приводит сведения французского инженера Боплана о лодках запорожских казаков первой половины ХVII века: «Палуб нет, снабжены мачтою, веслами, двумя рулями – на корме и носу (!!!). Размер судов: 60 футов в длину (18м), при длине днища в 45 футов (13, 5 м), 13 футов в ширину (3, 6 м) и высоту до 9-ти футов (2, 7 м). Принимали они от 40 до 70 человек экипажа с необходимым запасом провизии и воды, причем от 20 до 30 людей работали в веслах». (4) Судя по описанию, запорожская лодка ХVII века – это набойная лодья. Главным вопросом предлагаемой статьи является попытка решения загадки конструкции легендарного ушкуя. Строили и использовали эти речные лодьи новгородцы. «Новгородские ушкуйники, шайки удальцов, пускались открыто на грабеж, и привозили добычу домой, как товар». (5) Летописные походы вооруженных ушкуйников начались в ХIV веке и продолжались до ХV, до времени, когда расширились пределы и влияние крепнущего Московского княжества. Известно, что ушкуи приводились в движение веслами и парусом, вмещали от 15 до 30 человек – это примерно чуть меньше численности экипажа лодок – однодеревок запорожских казаков ХVII века, описанных французом Бопланом. Важной деталью в описании запорожских лодок является упоминание о двух рулях (рулевых веслах) – на корме и носу. Это говорит о том, что кормовая и носовая части лодок были одинаковой формы по обводам. Такая конструкция позволяла судам в экстремальных (боевых) ситуациях менять направление движения на противоположное, не разворачиваясь. Разворот судна длиною от 10 до 15 метров – это достаточно длительный и трудоемкий маневр. Длинные и узкие по ширине (от 180 см до 250 см) «скорошественные корабли», изготовленные из одного ствола диаметром в пределах одного метра, с одним или несколькими поясами набойных досок, имели корпуса отменной обтекаемости. Факт быстроходности ушкуев, даже против течения, не раз указывается в русских летописях. Технология тысячелетней давности изготовления лодок – однодеревок сохранилась на Севере без особых изменений до наших дней с некоторыми особенностями для разных районов. В селе Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области в 2001 году братья Немдиновы – Борис (1928 года рождения) и Евгений Николаевич (1935 года рождения) занимались изготовлением стружков длиной до 7 метров и шириной 130 см. на продажу, как весельных, так и под лодочный мотор. Осину для стружка заготовляют в любое время года, наиболее подходит чернокорая, бывает и серокорая. Ствол опиливают по длине будущей лодки, корят, обрабатывают нос и корму по форме (под мотор в виде транца). Намечают толщину бортов сторожками длиной 1, 5 – 2 см. Предварительно ивовые сторожки окрашивают темной краской, чтобы при выработке внутренней древесины толщина бортов и днища была одинаковой. Выпиливают с помощью бензопилы и выдалбливают пазником ненужную древесину до окрашенных сторожков, расположенных по корпусу заготовки рядами. Расстояние между рядами сторожков – 25 – 30 см. На донной части заготовки оставляют по два выступа («дыни») для одной опруги (шпангоута) из еловой ветки или можжевелового ствола. Таких опруг по всей длине заготовки («трубы») должно быть три. Дыни делают не очень большими, чтобы лучше расходились борта при замачивании «трубы». Расстояние между дынями, расположенными симметрично продольной оси заготовки равно 15 – 20 см. Готовую трубу – заготовку сушат в течение года в тени (сарае или под крыльцом). Летом в теплое время заготовку вытаскивают на улицу, ставят на колоды (под нос и корму), заливают теплой водой. На борта в корме и носу ставят уточки (доска с пропилами для бортов), чтобы не разорвало. Снаружи заготовку можно сушить паяльной лампой или костром, тогда борта расходятся быстрее, но резко нельзя – могут появиться трещины. В д. Ракулке Красноборского района старожилы помнят, что при разводке бортов, на них клали чурки (короткие бревна) и поколачивали по краям бортов, ускоряя процесс. В развернутую заготовку ставят опруги, чтобы борта не принимали первоначальное состояние. Опруги закрепляют к дыням с помощью проволоки, продетой через отверстия в дыне. По верхнему краю бортов внахлест крепят на гвозди при помощи зажима (струбцины) «набои» (доски), которые предварительно размачивают. Смолят лодки смесью гудрона с отработкой (машинное масло), Лодка служит до 30 лет, если хранить ее на берегу в перевернутом состоянии и смолить раз в три года. Рыбаки поднимаются на таких лодках при помощи шеста и весел вверх по реке Уфтюге за 40 и более километров для промысла рыбы. Жители д. Нижний Починок Опаринского района Кировской области на древнем волоковом пути из бассейна Северной Двины в Волгу, рассказывают, что в округе было много мастеров –лодочников: братья Лукины Петр ( 1924 г. р.) и Клим Иванович ( 1934 г. р), Шушарины Петр Иванович и Николай Иванович. Их изделиями, лодками – однодеревками из осины и сейчас пользуются деревенские. Для изготовления брали осину мелкослойную «без суку», диаметром 28 – 30 см в верхней части бревна, придавали ей форму лодки, ставили сторожки и выдалбливали заготовку («трубу»).В теплую погоду, когда вода в каком – либо непроточном водоеме, лучше всего в луже, нагревается на солнце, замачивали заготовку на несколько дней. Затем на жердях без воды ее грели около костра. При помощи вставленных в заготовку ольховых прутиков, по принципу шпангоутов, борта расходились. «Наскоро» разводят над костром, за один день, чтобы заготовка не загорела, на нее брызгают веником воду. Более надежный способ – на солнышке, в течение недели или двух – «постепенно и олюшка гнется». Старые мастера опруги крепили к выступам (дыням) на днище лодки берестой. Выдалбливали в выступе удлиненное отверстие и березовым лыком приплетали опругу. Сейчас опруга крепится на болты прямо к днищу и бортам. По краям бортов приколачиваются на гвозди доски шириной до 20 см. в один пояс. «Делать такие лодки – хитрая штука» - слова Шушарина Ивана Ивановича из Нижнего Починка оказались пророческими. Две заготовки лопнули вдоль, когда работники Подосиновского краеведческого музея пытались развести борта. В первом случае начали операцию в холодную погоду, во втором – переборщили с черемуховыми распорками (нужны ольховые). Из приобретенного опыта сделали вывод, что при определенных навыках стружки можно сделать. В русских говорах Карелии до наших дней бытует название маленькой лодки – ушкай. В русских летописях ушкуй значится иногда «ушку» или «ушкю». В древнешведской хронике Эрика в связи с вылазкой шведов в Карелию на берег Ладожского озера в 1320 – 1321 году упоминается «уско» в значении «однодеревка», «лодья». В последний раз слово «ушкуй» мелькнуло в ХVI веке, на них плавали татары под Астраханью. (6) Размышления Д. Захарова, кировского краеведа, над происхождением слова «ушкуй» навели его на мысль, что ушкуй – это байдара, обтянутая по каркасу бычьей шкурой (öш - бык, бычок; ош – медведь и ку – шкура на коми языке). Возможно, с точки зрения лингвиста это может быть, но практика и анализ исторических сведений утверждает, что ушкуй – это однодеревка и реконструировать его в современных условиях можно, с одним лишь затруднением – найти осину диаметром около метра. Вероятно, это одна из причин забвения ушкуя. К середине второго тысячелетия интенсивное использование лесов привело к истощению ресурсов – не было возможности подобрать осину нужного диаметра и длиной заготовки до 15 метров. Сейчас для строительства верхнеуфтюгских стружков достаточно осинового ствола диаметром 30- 40 см и длиной в 6- 7 метров. В своем сочинении Константин Багрянородный «Об управлении государством» (950-е гг.) приводит факты из жизни «росов», предполагавшие массовое использование лодок-однодеревок: «Зимний же и суровый образ жизни росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдие, что именуется «кружением», а именно в Славинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), криветеинов (кривичей), севериев (северян) и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепре, возвращаются в Киаву». Собравшиеся здесь «моноксилы» (однодеревки) отправляются в путь вниз по Днепру.(7) Килевые суда VI-VIII веков с обшивкой в клинкер (внахлест), традиционные для населения Балтийского побережья, постепенно вытесняли славянские однодеревки, и к XVII веку на речных магистралях России в основном используются транспортные суда: килевые: карбасы, «дощаные каюки», печорские «берещенные каюки», плоскодонные: «лодейки», «байдары», «барки», «дощаники» по типу плоскодонных балтийских коггов. Для волоковых небольших речек применяли малые суда, струги («обласы») т.е. однодеревки. К началу XX века географический и культурно-экономический очерк Северо-Двинской губернии за 1924 год отмечает, что в губернии «повсеместно изготовляют лодки из осины».(9) О происхождении славянского названия «ушкуй» есть смелое и простое предположение, навеянное увиденной под крыльцом дома Бориса Николаевича Немдинова из Верхней Уфтюги, сохнущей заготовки «стружка» - уж сильно напоминавшую свернутое ухо животного, «ушко». Вероятно, образно мыслящие новгородцы не могли не заметить сходство хрящевого податливого уха с осиновой заготовкой, разворачивающейся над костром под воздействием температуры. В словаре Даля приведено старое название ладьи, лодки – «ушкуй», «ушкол». В том же словаре за своеобразные уши, зайца называют в Архангельской губернии «ушкан», а в Псковской – «ушан». Известны небольшие берестяные или осиновые долбленые промысловые лодки народа коми («сюмöдпыж» - «берестяная лодка», «пипупыж» - «осиновка»)(10), но нет сведений о каркасных лодках коми, обтянутых шкурами животных.
--------------------------------------------
1. Н.П. Загоскин. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Казань,1910. С.363,364.
2. Там же… С.374.
3 Йоахим Херрман. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона.// Славяне и скандинавы. Москва, изд. Прогресс, 1986. С.40.
4 Н.П.Загоскин. Русские водные … С.372, 373.
5 Толковый словарь Владимира Даля. С. 1123.
6 Д.Захаров. Ушкуй – байдара средневековья. //Сборник краеведческих материалов, Волго-Вятское кн. изд. 1991. С.112.
7 А.Н.Кирпичников, И.В.Дубов, Г.С.Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени).// Славяне и скандинавы… С.233.
8 Йоахим Херрман. Славяне и норманны … // Славяне и скандинавы… С.84.
9 Географический и культурно-экономический очерк. Выпуск 1-й, изд. Северо-Двинского Губисполкома. В.Устюг, 1924.
10 Л.Н.Жеребцов. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Москва, 1982. С.128.
Записки Подосиновского общества изучения родного края
Выпуск 2, часть1.По материалам районных краеведческих чтений 1996-2005 гг. Подосиновское общество изучения родного края объединяет краеведов района в решении задач: изучение истории, пропаганда краеведческих знаний, содействие охране памятников природы, истории и культуры . Мероприятия: · Ежегодные краеведческие чтения · Краеведческие экспедиции, походы · Публикация статей, издание сборников Издания: · Из истории церквей Подосиновского района.
Выпуск 1. Подосиновец, 1992. Адрес: 613930, Кировская обл., п.Подосиновец, ул.Советская, 91. Тел. (83351) – 2 – 11 – 37


Yfn
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright "Клан Мастеров выживания" (МВ). Использование материалов дневника, без разрешения автора - ЗАПРЕЩЕНО!© 2006