ТРАДИЦИИ ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
Пластинин А.Н.Чтобы рассмотреть вопрос о развитии технологии изготовления деревянных речных судов, обратимся к архивным данным, изобразительным источникам и к исходному материалу – дереву,
которое применялось в строительстве лодок, обласов, каюков, насад, лодеек, барок и т.д. Первыми
сплав средствами, которые использовал человек, были лодки – однодеревки, не упоминая,
естественно, те несложные приспособления из коры, кожи и прутьев. Хотя многие технические
разработки той поры используются и в наши дни.Лодка – однодеревка изготовлялась из цельного
ствола дерева, преимущественно из осинового или осокоревого. Для судов более солидной конструкции
использовали дубовые стволы. Технологией изготовления подобных лодок пользуются жители Верхней
Уфтюги Архангельской области до сих пор. Мастера братья Немдиновы Борис и Евгений называют такие
лодки стружками. Осину для лодок заготовляют в любое время года. Наиболее подходящей является
чернокорая, бывает и серокорая. Спиленую осину от 5 до 7 метров по длине будущего судна, корят,
намечают толщину бортов сторожками высотой 1,5- 2 см. Предварительно ивовые сторожки
окрашиваются темной краской. Обрабатывают топором нос и корму по форме, выбирают с помощью
бензопилы и пазника внутреннюю часть заготовки до окрашенных сторожков, расположенных
поперечными рядами (расстояние между рядами 25- 30 см, межу сторожками 10- 15 см). На местах
крепления опруги (шпангоута) из еловой ветки или можжевелового ствола оставляют по два выступа
(дыни) для каждой опруги. Дыни делаются небольшими, чтобы лучше расходились борта при
размачивании лодки-заготовки. Расстояние между дынями, расположенными симметрично продольной
оси лодки, равно 15- 20 см. После обработки лодку-заготовку сушат в тени, в сарае или подкрыльцом.
Затем разводят, - наливают теплую воду, предварительно поставив на корме и носу «уточки» (дока с
запилами для бортов), чтобы не разорвало заготовку. Время развода зависит от температуры воды.
Снаружи заготовку можно сушить, прогревать солнцем, костром, паяльной лампой, тогда борта
расходятся быстрее. Но очень резко нельзя – могут появиться трещины. Разводят до предела,
одновременно ставят опруги по размерам, чтобы борта не завернуло в первоначальное положение.
Опруги закрепляют к дыням при помощи проволоки, продетой через отверстия в дыне. По верхнему
краю бортов крепят при помощи гвоздей набои (доски), которые обязательно размачивают. Смолят
лодки смесью гудрона с отработкой (масло машинное). Лодки служат до 30 лет. Смолят их раз в три
года. Для мотора корма делается прямая. Хранение лодок на берегу производится только в
перевернутом состоянии, чтобы не растрескивалось на солнце. Владимир даль утверждает, что все
вообще каюки начально строились из однодеревок, с набоями, насадами на борту. При
археологических раскопках в Дании, Норвегии найдены лодки, относящиеся к периоду с 500 по 1000
годы н. э. На основании исследования этих находок прослеживается эволюция кораблей: от простых,
состоящих из трех широких досок – к килевым парусно-весельным. Корабли викингов подразделялись
на две основные категории: боевые – легкие и узкие с убираемыми парусами, грузовые – широкие с
высокими бортами и фиксированной мачтой. Технология изготовления их была единой. Доски обшивки
клали в нахлест, сшивали и крепили к раме железными заклепами, щели конопатили паклей из шерсти
или растительных материалов. Корабль обнаруженный под Гокстадом, являл собой морское
судно длиной около 23 метров. На нем обнаружено 32 весла и по 16 весельных отверстий в бортах.
Корабль судя по числу весел, был расчитан на 70-80 человек. Обшивка судна состояла из дубовых
досок толщиной в дюйм ( 25,4 мм). В кормовой части корабля находилась квадратная надстройка с
двускатной крышей. Двускатная надстройка в кормовой части – это как раз тот конструктивный
элемент, который применялся в строительстве каюков в бассейне Северной Двины и Волги до конца XIX
века. Очевидное влияние, как на создание государственности восточных славян, так и на традиции
судостроения в дренем новгороде, Киеве, а затем и в заволочье оказали викинги. Со второй половины
VIII века их корабли отправлялись к Ладожскому озеру – воротам торговых путей. Отсюда
большинство купцов пробирались на восток по рекам Сясь, Мологе, Волге в Каспийское море. Другие
предпочитали путем «из варяг в греки» очутиться в Константинополе. Через волоковые системы
торговых путей использовались более легкие лодки, чем морские корабли викингов. В итоге
формировался новый тип небольшого килевого судна, достаточной грузоподъемности и простой в
изготовлении. Таким судном, исправно служившим на реках и небольших речках, были каюки,
претерпевшие в течении многовекового использования некоторые изменения. Если сравнивать
изображение каюка на гравюре «Вид великого Устюга» работы Августина Мейерберга, посетившего
Россию в 1661 году с фотоизображением каюка на работах фотолетописца Нижегородского Поволжья
Максима Дмитриева конца XIX века, то основным изменением внешнего вида каюка была корма. В XVII
веке носовая и кормовая части конструктивно изготовлялись одинаково и поэтому имели один и тот же
вид. В XIX веке корма укорачивается, приобретает усеченный вид. По словарю Даля каюк –
речное грузовое судно, род полубарки с двускатной крышей, загнутым носом и каюткой в корме. В
бассейне Северной Двины в постройке грузового каюка XIX века было заимствован конструктивный
элемент барки – сплошная двускатная крыша, выполнявшая роль палубы. Даль утверждает, что по
Двине род каюков называют годейники (своевременный, во время сделанный). То есть эти суда
изготовлялись к определенному времени – к началу судоходства и в течении двух-трех месяцев.
Печорский каюк поднимает до 2-х тысяч пудов (32 т.), архангельский – 5-9 тыс. пудов (80-144 т.),
чердынский – 10 тыс. пудов, волжский до 30 тыс. пудов. Архангельский каюк длиной от8 до 12 сажен
(16- 24 метра), ширина – 3-5 сажен (6- 9 метров). В таможенных книгах XVII века упоминается
«дощаный каюк» на 12-ть осначих (гребца) и «берещенный каюк» на 4 осначих с реки Печоры.
Как известно каюки использовал в своих путешествиях от Вологды до Архангельска Петр I.
Существуют три описания водного пути между Вологдой и Архангельском. Первое принадлежит
англичанину Джону Мильтону «Краткая история Московии», относящаяся к середине XVII века. Второе
описание составлено голландцем Корнилием де-Бруином, лично совершившим в 1708 году путешествие
на каюках от Вологды до Архангельска за 11 дней на веслах (1300 верст). В своем «Путешествии через
Московию» де-Бруин пишет, что каюки на 3-5 пассажиров имеют деревянные постели, столы,
скамейки. Стоят обыкновенно 25 рублей. Для них нужно нанимать гребцов 12 или 14 человек, из
которых каждому платится от 6 до 7 гульденов (от 1 рубля 20 коп. до 1 руб. 40 коп.). Петр
Иванович Челищев в «Путешествии по северу России в 1719 г.» описывает, как «шел» он на катере
(судно типа каюк) с прямоугольной каютою вместо двускатного навеса на корме от Соловецких
островов до Вологды. Слово «шел» использовалось в значении подниматься против течения при помощи
весел, паруса и бичевщиков (при сплаве вниз по течению употребляли глагол «плыл»). От
Красноборска до В.Устюга Челищев поднялся за 5 дней, проходя по 20- 30 километров в день.Записки
Подосиновского общества изучения родного краяВыпуск 2, часть1.По материалам районных
краеведческих чтений 1996-2005 гг. Подосиновское общество изучения родного края объединяет
краеведов района в решении задач: изучение истории, пропаганда краеведческих знаний, содействие
охране памятников природы, истории и культуры .